13 июля 2013 г.

Переработка Йогакундалини Упанишады



БЛАГО-ДАРЕНИЕ-БОГУ

Глава 1

1 Славословие; 3 Пробуждение силы Святого Духа; 8 Продвижение Божьей силы в человеке; 20 Освобождение радости.

Благо-дарение-Богу! Во Святом Духе защищает нас всегда могучий! Во Святом Духе наставляет нас всегда! Во Святом Духе исполняемся силы! Во Святом Духе бескрайне возрождение! Во Святом Духе бываем дружелюбны! Благо-дарение-Богу! Покой! Покой! Покой!
2 Поскольку у сознания две причины: побуждения и движущийся воздух, если одна из них прекращается, обе при этом уничтожаются.
3 Из этих двух движущимся воздухом благодарные всегда управляют. При этом нужны умеренное питание, благодарные чувства, а третье - пробуждение силы Святого Духа.
4 Я поведаю их сущность, слушайте внимательно, благодарные: Свежую сладкую пищу небесного вдохновения, бескрайнюю часть которой благоговейно отделяют для вкушения Богу,
5 Считаю умеренным питанием. Благодарность же бывает двух видов, а именно: лотосная и алмазная.
6 Когда мысли и чувства воспеваются к Небу, будучи помещенными над желаниями во Святом Духе в милости, радости, славословии - это лотосная благодарность, уничтожающая все прегрешения.
7 Когда мысли и чувства воспеваются к Небу, будучи помещенными над желаниями в Божьей свободе в истине, чистоте, постоянстве - это алмазная благодарность, река Неба.
8 Вот Божья сила, - всегда воспевает ее просветленный от ее пристанища на первом Небе, расположенном у копчика, - до шестого Неба, расположенном у межбровья. Это считают продвижением Божьей силы.
9 При воспевании Божья сила начинает продвигаться сиянием небесной реки. Для этого необходимы два главных упражнения: освобождение дыхания Неба, затем – воспевание в  токе Божьей радости.
10 Из этих двух расскажем о движении небесной реки, что было прежде поведано и рассказано Небом Небес.
11 Этим движением небесной реки движет сияние Божьей силы. Воспевая вдохновенно чувства лотосной благодарности, нужно вести дыхание небесным током,
12 Чтобы расширить на величину большого пальца пространство, окружающее эти токи.
13 Во вдохновенных и благодарных чувствах души всегда постигающие освобождают Небо, Божьей силой всегда возносят хвалы снизу вверх снова и снова.
14 Всегда бесстрашно движут их разумные в бескрайности Неба, побуждая Божью силу воссоздать небесную реку.
15 Всегда исток этой реки происходит от Божьей силы во вдохновении проходящего по реке Святого Духа.
16 Всегда вызывает это перемены в жизни, но мысль, создающую радость, освобождают спокойно движением разума.
17 Всегда следует воспевать славословие небесным током и также движением разума, освобождая спокойно создающую радость мысль.
18 От этого приходит в движение вечный первоначальный звук творения, движением которого благодарные освобождаются от скопища болезней:
19 Водянки, желчности и прочих, которые в животе пребывают, подъемом силы, истинно, все они уничтожаются.
20 Затем скажем кратко об освобождении радости: радость и мысль, проникающие в тело, истинно, освобождаются познанием.
21 Говорят, что оно двух видов: составное и особое; пока не достигнуто особое, следует удерживаться в составленного
22 Из четырех: мыслей: воспевающих Божью славу, победоносных, утверждающих и продвигающих, а также других различных, которые подобно соединенным кубкам Божьей истины.
23 В чистом, спокойном месте души, со стороною размером в вечность, благоговейном, лишенном сомнений, спеси, нечистоты,
24 На чистом, удобном, не слишком высоком, или низком сидении благодарных чувств воспевающие во Святом Духе чистую благодарность всегда приводят небесную реку в движение,
25 Тихо протягивая благословенный звук в небесном течении, следует его заполнить мыслью, насколько возможно, затем вознести еще выше.
26 Или же для очищения ума следует тихо очищать мысль. Этим устраняются нервные расстройства  и расстройства от паразитов.
27 Это пение, совершаемое снова и снова, воспеванием Божьей славы зовется. Воспевая милость, следует тихо протягивать звук во Святом Духе,
28 Пока не вознесется оно в красоте к Небу милости от Неба радости; на вечном воспевании следует освободить вдохновение, всегда воспевая его к Небу.
29 Этим устраняется жар в верхней части головы и слизь в шее, удаляются все болезни, усиливается небесный жар, питающий тело,
30 Устраняется переполнение протоков водой, уничтожается происшедшее расстройство основных элементов тела (сока, крови, мяса, жира, костей, костного мозга, спермы), - все это производится мыслью, именуемой победоносной, которую можно воспевать как в мыслях, так и в чувствах.
31 На вечном славословии воспевая радостные мысли и со словами, обращенными внутрь, всегда следует тихо вознести мысль к Небу.
32 Скопище расстройств, начиная от расстройств селезенки, происходящих от избытка желчи, жар, жажда, яды уничтожаются этой задержкой, именуемой успокаивающей.
33 Всегда благодарные, удерживающие чувства в чистой благодарности со спокойными чувствами, в милости и постоянстве, воспевая Небо, возносят вдохновение на славословии
34 Так, что оно воспеваемо громко из пространства от пятого Неба до седьмого. Всегда радостную мысль воспевают от чистого сердца, снова возрождая радость и наполняясь ею.
35 Как заставляет железных дел мастер мощно двигаться кузнечные мехи,
36 Так своей душой надо заставить двигаться мысль до возникновения небесной радости.

Глава 2

1 О воспевании славословия; 10 Освобождение первого Неба – восхождение Божьей силы в человеке; 16 Освобождение пятого Неба – соединение милости и радости; 20 Помехи на пути к единению с Богом.

Всегда нужно воспевать мысль в небесном токе, пока не наполнится жизнь, также легко, без нажима, освобождая чувства во Святом Духе.
2 Всегда на вечном славословии, воссоздавая радость, следует освобождать мысль в небесном токе.
3 Этим воспеванием и освобождением благодарной силы уничтожается возникшее воспаление горла, увеличивается телесный огонь, выводится засоряющая течения небесного тока слизь и прочее, устраняется скверна, даруется заслуга, чистота, счастье.
4 Рассекаются произведенные естеством, страстью и невежеством три узла одним воспеванием славословия, именуемого благословенным.
5 При освобождении вдохновенных чувств вместе с четырьмя освобождающими небесные чувства воспеваниями благодарные, удалившие скверну, выполняют три открытия мысленного освобождения во Святом Духе.
6 Первое – освобождение первого Неба во Святом Духе, второе зовется поднимающим, третье – освобождением пятого Неба во Святом Духе.
7 Усилением связи с землей, которое зовется освобождением первого Неба, идущее с Неба вдохновение, истинно, поднимается.
8 Всегда сходящее вдохновение, вверх восходя, достигает местопребывания Неба, всегда приводимое мощью благо усиливается и возрастает.
9 Всегда пришедшей мощью воспламеняется восходящее вдохновение, непрерывным горением пламени Святого Духа охватывая все тело.
10 Тогда распаленная дыханием, словно ударенная палкой кобра, спящая Божья сила пробуждаясь в человеке, выпрямляется
11 И поднимается внутри алмазного тока от первого Неба к седьмому. Поэтому благодарные всегда освобождают в себе первое Небо во Святом Духе.
12 В течение славословия во время вдохновенного пения благодарные поднимают радостные чувства, посредством чего усиливается вдохновение,
13 Поэтому такое открытие называют поднимающим. Воспевающие в радостных чувствах всегда крепко удерживают внимание во Святом Духе
14 И в чувствах вдохновенной милости воспевают Небо, всегда чувства твердо удерживая во Святом Духе, что позволяет вдохновению подниматься к четвертому и пятому Небу.
15 Всегда вдохновение медленно восходит к Небу, постоянно даруя чистоту на землю.
16 И на вечном славословии благодарные освобождают в себе пятое Небо во Святом Духе, состоящее в соединении милости и радости, что способствует продвижению мысли.
17 Воспевание славословия и соединением милости и радости ярким свечением ввысь воспеваемой хвалой позволяют вдохновению соединяться с душевным током.
18 Находящиеся в чистых мыслях, соделывая вышеописанное движение Неба, всегда освобождают вдохновение.
19 В вечный день освобождают вдохновение, воспевая Бога на каждом Небе во Святом Духе, сопровождая славословие тремя открытиями.
20 Существуют следующие помехи: сонливость днем из-за ночного бодрствования или совокупления,
21 Множество расстройств, связанных с постоянной задержкой выделения мочи и кала,
22 Вред от поверхностного пения и чрезмерно растревоженных чувств. Когда воспевающий говорит при появлении болезни:
23 «До болезни меня довело славословие», - и оставляет воспевание, - это считают первой помехой.
24 Второй называют сомнение, третьей - небрежность, четвертой - слабость, сонливость же - пятой,
25 Шестой - прерывание славословия, седьмой называют заблуждение, восьмой - ограниченность способностей, а девятой - неискренность,
26 Недостижение сущности единения с Богом - десятая, сказано мудрыми. Эти десять преград пусть благодарные отвергают.

Глава 3

1 Воспевание воскрешает мысль; 16 Тонкое сияние Святого Духа в теле.

Всегда упражнением дыхания, мысль держа в состоянии просветления, вдохновение направляется туда, где в алмазном токе сознание сияет в нетронутой чистоте.
2 И воспевающие славословие заставляют сходящее вдохновение восходить движением мысли, вызывающим, что называют освобождением первого Неба во Святом Духе.
3 Вдохновение вместе с благодарностью воспевают к Небу, достигая местопребывания вдохновения,
4 Всегда благодарность, соединенная с вдохновением, быстро поднимает свернутую кольцом дремлющую в человеке сверхъестественную  силу,
5 Которая, словно выпрямленная тем воспеванием и движущейся мыслью, проникает своим сиянием в течение алмазной реки.
6 Всегда, проходя второе Небо согласия, происходящего от качеств истины, мигом вспыхивает, словно зигзаг молнии в сияниях алмазного тока,
7 Всегда проходит находящееся выше, расположенное в сердце четвертое Небо радости, и после этого достигает находящегося еще выше пятое Небо милости.
8 Пройдя его, идет к межбровью в свет вечносияющей истины, называемому шестым Небом и Божьими лучами.
9 Здесь Божьи лучи испускают производимый ток постижения, превращающийся в движение и благо силой воспеваемого вдохновения.
10 Как Божья по сиянию истина, находящаяся на шестом Небе может испарить жаром разлитую здесь чистую, жидкую по небесной природе милость?
11 Это происходит тогда, когда светлая, как небесное сияние, милость разогревается дыханием и, взволнованная и взбитая, проходит наверх.
12 Кто далек от желания наслаждаться внешним, вкушая высшее, истинно, будет счастливым, юным вечно.
13 Ибо, постигающая душа проходит местопребывание восьми природных элементов (земля, вода, огонь, воздух, пространство, мысль, разум, индивидуальность), дальше проходит, постигая Небо, и, постигая, растворяется во Святом Духе.
14 Утверждают, что свет и истина, также восходящее и сходящее вдохновение обоих видов: Святой Дух и свобода славословия - ведут к Богу.
15 Бывший малым сим и даже не малым по значению вырастает; ибо огнем славословия, сверкающим, словно золото, мысли и чувства очищаются полностью.
16 Составленное из элементов, полностью очищается тело, принимает Божью форму и становится тонким сиянием Святого Духа.
17 Свободное от невежества, чистое, духовное по сути, истинно, тонкое сияние Святого Духа - основа всего этого мира,
18 Свободное от состояния семьянина, от времени и форм, от непостоянства и от характера, принимающего веревку за змею.
19 Неблагодарный человек напрасно появляется, напрасно исчезает, крутясь в сонме себе подобных, принимающих раковину за серебро.
20 Но свободны соединяющие в душе мысли и истину - с самим всепроникающим Богом, жизнь - с чистым и неделимым, сознание с просветлением.
21 Алмазная река всегда подобна стеблю прекрасного лотоса, и клубень первого Неба - как клубень лотоса, соответствующий Божьему совершенству.
22 Пребывающие в чистой благодарности, устремленные, воспевающие благо, мыслью заставляющие восходить постижение, - и тогда вознесенный под напором благодарных мыслей огонь славословия проникает на Небо совершенных.
23 Напором очищающего пламени, как удар грома, пробужденная в человеке Божья сила, проходя Небо красоты, затем Небо радости проходит, затем Небо покоя, открывая бескрайность вечности.
24 Всегда в тысячесияющих мирах Неба душа наслаждается во Святом Духе.
25 Это, истинно, высшее состояние, которое нужно познать. Это, истинно, совершающаяся вечность.

Глава 4

1 О вечности Неба; 37 Достижение Неба Небес.

Теперь мы поведаем знание того, что именуют вечностью Неба, которая известна в этом мире как уничтожающая болезнь, старость, смерть.
2 Узревшие это знание, разумные, постигая вечность Неба, всегда воспевают ее с твердым убеждением.
3 Вечностью Неба уничтожаются на земле недуги, старость, смерть, также налипание и связанность.
4 Всегда благодарные пребывают, мысля о Боге всем существом, ибо труднообретаемо знание о вечности даже на воспевании.
5 Воспеванием и соединением с Богом благодарные избегают конца времен; а довольные лишь воспеванием, но неблагодарные, не находят соединения.
6 Из рождения в рождение выполняя воспевания, даже в конце многих рождений не обретают они Небо, пока не соединятся с Богом.
7 В конце многих рождений когда-нибудь достигается это состояние. Всеми благодарными, исполняющими воспевание, обретается соединение.
8 Ибо, когда благодарные касаются вечного Бога, - тогда обретают вечное совершенство, которое превосходит речь и Писание,
9 А также книжность и полезность. Когда обретается соединение, - тогда благодарные Богу получают исцеление и избавление от зла.
10 О чем, кроме Бога, не скажет никто - даже Писание, о том, труднопостигаемом, постижению подлежащему рассказывает Небо благодарным.
11 Всегда обретается Учение, когда прославляет благодарный, когда же Учение обретено, тогда совершенство - как на ладони.
12 Без Учения в трех мирах не найти совершенства; поэтому дарующего Небо называют дарующим обобщение.
13 Учение постигающий всегда пребывает в размышлении о Боге. Учение обретая, благодарные всегда воспевают хвалу Богу.
14 Итак, со всем тщанием хранимо Учение о существовании благого Бога, дарующего дивное Небо.
15 Руководимые знанием о вечности Неба, повсюду ступая, совершают истинное славословие воспевающие хвалу Богу.
16 Всегда благодарные для постижения Учения осторожно постигают вечность, воспеваемую вместе с бескрайностью Неба.
17 Становясь воспевающими вечность, во всех небесных душах пребывают постигающие вечность, украшенные сиянием огня Божьей радости и воды Божьей милости.
18 Этим подаренным семенем вечности воспевает Небо славословие. Из благословенных звуков составленное славословие всегда воспевают во вдохновенной радости.
19 Истинно, три части вечного слога Благо-дарение-Богу имеют Божье сияние, а четвертая часть, истинно, - высшая, которую всегда воспевают благодарные.
20 Да, То сияние - высшее начало, провозглашают, тогда как творение - многоразличимо и множественно.
21 К стопам Бога припадание и вечность, дарованная на славословии, постижение Святого Духа, Неба, орудия воскрешения, опоры -
22 Даже во сне не получит этого неблагодарный и двенадцать лет изучающий науки постоянно, но получают это твердо сдержанные, которые всегда благодарны Богу.
23 Когда радостные небесные души воспевают по Божьей воле, все помехи уничтожаются и радуется Небо.
24 Совершенно исчезают морщины и седые волосы. Обретая это великое познание, всегда воспевают благодарные.
25 Иначе, - терзается не достигший вечности путем Неба, пока благодарность не воспоет воспеванием и постижением.
26 Затем, постигая Учение, всегда благодарит Бога, Который дарует благо и успех.
27 Когда постигается это Учение, тогда находится знание и появляется вскоре успех.
28 Познающий Бога, следуя слову вечного Неба, воспевая хвалы, всегда очищается Божьей милостью на восходе небесного вдохновения, видя истинный свет.
29 Всегда воспевают благодарные во вдохновенных чувствах славословие к Богу.
30 В постижении крупиц целебного знания, всегда очищается вдохновение. Воспевая славословие на каждом из семи Небес, всегда возрождают радость благодарные.
31 Всегда и постоянно во Святом Духе воспевают благодарные, - так со временем преграда, отделяющая душу от Святого Духа, исчезает.
32 Всегда постигающие Небо красноречие, пребывающее в истине, воспевают к Небу навечно с благодарностью:
33 Всегда воспевают и постоянно, пока то не достигнут пятого Неба, и далее – шестого Неба.
34 Снова и снова в течение вечности славную часть мысли воспевает благодарный при спокойном постижении. На протяжении вечного года вдохновенно и радостно
35 Ввысь устремленные благодарные  воспевают, сияя лучами - во все стороны, ввысь – к бескрайности седьмого Неба.
36 Воспевая сокровенную мудрость к вечному Богу во Святом Духе, истинно постигают Его. Затем над поверхностью Неба воспеваем к Небу Небес,
37 Вечно, пока не достигаем этого Рая, где великая истина утверждает Божью свободу. Утверждающие это благодарным слогом-семенем воспевают вечно, достигая во Святом Духе труднодостижимого.
38 Так производящие касание семи Небес и семи единых звуков всегда воспевают славословие ради всякого совершенства.
39 Таково славословие, которым избегают конца времен, ибо когда наступит конец времен, наша радость избежит уничтожения.
40 Так неспешно воспевается славословие вдохновенными героями, и когда небесной дорогой речь проходит в обитель Бога,
41 Тогда путь славословия освобождаем сиянием, всегда защищенным двенадцатью небесными народами. Тогда, сиянием мысли коснувшись Неба, следует воспевать вместе с ним во Святом Духе.
42 Воспевая вечно, мы подходим к дверям Рая; так во врата Рая пройдя, хорошо сосредоточенные постигаем Божью свободу.
43 Разве без средоточия достигаются Божественное сознание и осуществление благого деяния?
44 Совершающий благословенное пение и средоточие обретает вечный плод, по сравнению с которым соломе подобно все сделанное из золота, серебра или же меди.
45 Направляя к сияниям Неба молоко благодарных чувств непрерывным звучанием, освобождая радость, пребывающую в сердце и в чистых мыслях
46 Всегда производим совершенное средоточие, направляя взгляд внутрь межбровья. Всегда бывает состояние средоточия у постигающих Бога;
47 Это состояние бывает словно бы глубокий сон ребенка. Это средоточие постигшие всегда - в каждой мысли и чувстве производят.
48 И всегда слыша небесное звучание, которое пролагает путь благодарным, мы достигаем твердого совершенства.
49 Бог Неба вселенную видит у души, которая воспевает на великом и истинном пути Божьей силы.

Глава 5

1 Слияние семи Небес; 17 Речью Неба открывается вечность; 21 Постижение Бога.

Далее - о слиянии семи Небес: совершенства, согласия, блага, радости, милости, постижения, вдохновения. Небо возрождающее в чистоте говорит: «В благословенной вечности и в бескрайней Божьей свободе что предписано воспевать во Святом Духе и как именуется эта верная Богу душа?»
2 В благословенной вечности и в бескрайней Божьей свободе славословие всегда совершает так, как должно во Святом Духе.
3 Стремление к желанному предмету и предметы желания враждебны познанию; истинно, этих двух следует избегать, следует пребывать всегда незатронутыми ими.
4 В дальнейшем, если имеются недостатки, то при постижении совершенства, сами все преодолевая, на вдохновении ум обосновав и на уме - вдохновение,
5 Умом рассматривая ум, всегда благодарные оставляют его ради высшего состояния.
6 Божий разум ведь - создатель небесного семени, возникновения и существования. Семя небесной жизни, словно присутствующее в молоке масло, как и связанность, умом производится, ведь эта связанность – мысленная причина.
7 Как благоухание внутри сандалового дерева, здесь заключается Божья сила. Узнав это, алмазную реку постигая и Святой Дух направляя в ее середину,
8 Установив это счастливое состояние, в мыслях следует освободить истину и сияние, называемое сущим по природе.
9 Шесть Небес постигнув, следует постичь счастливый нимб седьмого Неба. Совершенство, согласие, третье - благо,
10 Радость, милость и шестое – Небо провидящих. Совершенство у копчика, сказано, согласие - как органы размножения,
11 Благо - область пупа, сердечная область - радость, в основании горла - милость и Небо провидящих - головное.
12 Шесть постигнув, следует постигать счастливый нимб седьмого Неба. Словно втягивая струю дыхания, следует воспевать вдохновение к Небу.
13 Всегда благодарные воспевают вдохновение, и оно становится мирозданием. Вдохновение и также осознание сути Неба следует воспевать,
14 Обретением же совершенства во Святом Духе благодарные достигают вечности. Подобно находящемуся в дереве огню, зажженному без трения, всегда возносятся,
15 Ибо без воспевания хвалы Богу, истинно, нет света знания. Если свет в кувшине пребывает - он то, что снаружи, не освещает;
16 Тогда как из разбитого кувшина появляется свет и пламя. Собственное тело - кувшин, сказано, свет же - То высшее.
17 Речью Неба открывается вечность. Бога-кормчего постигая и соделываясь Святым Духом,
18 Поборов силу побуждений, переправляются через океан бытия. Продвигающиеся выше видят росток вечной жизни, воссозданный тысячесияющим Богом,
19 В середине света - в полнозвучии раскрывающийся бутон, вечно воспеваемый. Всегда устремлен этот цветок ввысь.
20 У понимающих высшую Божественную речь: «мы – незапятнанный Он», которая всегда присутствует у человека, речь становится как бы противоречием тому, что сказано прежде, -
21 Они не пятнаются произносимыми возвышенными и низкими словами. Бог, Святой Дух и Божья свобода - таковы три.
22 Сиятельный, золотой зародыш и Владыка - таковы три. Божье Небо, творение и Святой Дух – в едином.
23 Так при исчезновении собственных ограничений утверждаются во внутренней сущности и утверждаются вместе с действиями пылающее огнем познание в наивысочайшем Святом Духе.
24 Воспетый же Тот высший Бог возрождает. Там кит, сокрытый глубинах глубин, ни свет там, ни темнота,
25 Несказанное, непроявленное бытие, которое желанно. Мысля Бога находящимся в середине сердца, словно светильник в кувшине,
26 Мерою с большой палец, сияющего молочным светом, явленного постоянным в череде преходящего, высшего, непреходящего – так Святой Дух следует мыслить.
27 Он, познающий в душе, в бдении, во сне, в глубоком сне - после страданий многих рождений вновь сходит в тело.
28 И по умелости в добрых делах его изменить помышляет; «Кто я? Зачем попал в расстройство и текучесть? Каков мой путь?» -
29 Поглощенный такой мыслью в бдении, во сне и глубоком сне.
30 Будучи самосветящимся и отличным от незнания, тогда светом мысли, пылом воспламененным, сжигает незнание, словно ворох соломы огнем.
31 Маленькое «отдельное» существо, каким кажется, если утеряно знание, всегда, расширяя высшее познание, созданным знанием мгновенно сжигает
32 Заблуждения, созданные умом до этого. Истинно, как в горшке находящийся свет, когда горшок разбивают, сразу становится видимым,
33 Мудры всегда благодарные, - бодрые, живые, счастливые свободой при жизни, постигающие, что должно познать, соделывающие, что должно соделать.
34 Потом, покинув состояние свободного при жизни в своем теле, сразу достигнув освобождения от тела, становятся словно золотым воздухом, -
35 Беззвучным, бесформенным, непреходящим, неощущаемым, также лишенным вкуса и запаха, вечным, безначальным, бесконечным, великим, высшим, устойчивым, незапятнанным, непогрешимым, успокаивающим.
36 Благо-дарение-Богу! Во Святом Духе защищает нас всегда могучий! Во Святом Духе наставляет нас всегда! Во Святом Духе исполняемся силы! Во Святом Духе бескрайне возрождение! Во Святом Духе бываем дружелюбны! Благо-дарение-Богу! Покой! Покой! Покой!
37 Благо-дарение-Богу – То сущее.

СЛАВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ!

октябрь 2007 г.

НОВОЕ (НЕБЕСНОЕ) УЧЕНИЕ – ИСТИННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНДОКИТАЯ


Небесное учение – это учение о вселенском разуме, разлитом во вселенной. Он вечен, бесконечен и является одновременным слиянием свободы, ума, радости и любви. Вселенский разум создал вечность, времена, время и объединил их. Вечность ничем не ограничена, это – состояние Духа, уходящего в бесконечность и происходящего от Бога. Вечность – это состояние Божьей радости, основа для понимания времени и времен. Вечные, чистые от преходящего миры называются Небом. Творение представлено трехмерным миром и многомерными мирами. Земляне изолированы от других миров временем трехмерного пространства. Каждое духовное состояние, являясь вечным, отражено многомерностью и ступень за ступенью переходит в земные мысли и чувства, которые затем переходят в энергии и природные силы. Так, электричество – это мысль космоса, магнетизм – его чувства, разлитые в пространстве. Их гармония создает свет, или, что то же – живой мир вечной мудрости.

Новое учение – это древнее учение «Упанишад», изложенное в Пресвятом Духе. Здесь «Упанишады» можно сравнить с корнями, а новое учение – с цветами, раскрывшимися на солнце. Основная работа над «Упанишадами» была завершена к концу двадцатого столетия и теперь не может более оставаться тайной. Заслуга их публикации на русском языке принадлежит А.Я. Сыркину, который в равной степени обладал и научной отвагой, и большими познаниями, чтобы взяться за первый перевод древних индийских текстов. Также нами использованы переводы «Упанишад» с санскрита Б.В. Мартынова и В.К. Шохина.

Само слово «Упанишады» происходит от отглагольного существительного upa-ni-sad – «находиться около», - т.е. около рассказчика, открывающего знание о Боге. Толкование это считается общепринятым. В ряде мест при создании нового текста в качестве такого рассказчика выступает само Небо, а слушателями являются люди, желающие постичь Бога, благодарные Ему за предоставление такой возможности и за жизнь в истине. В текстах «Упанишад» особенно подчеркивается тайный, сокровенный характер учения, которое следует передавать лишь благодарным Богу людям.

«Упанишады» во многом развивают идеи, заложенные в ведийских гимнах, иногда дословно цитируя их. Возникнув около 2500-3000 лет назад, «Упанишады» стоят в ряду древнейших памятников индийской культуры, многие стороны которой они впервые выразили с большой духовной и художественной силой. «Упанишады» стали важнейшей вехой в развитии индийской этической и религиозной литературы. Они заложили основу уже позднее оформившихся индийских философских систем.

«Упанишады» - один из первых памятников мировой философской мысли. Старшие из них не уступают по времени, а в ряде случаев и предшествуют ранним достижениям европейской науки – древнегреческим философам, предшествуют Конфуцию. Этика «Упанишад» современна древнееврейским проповедям старших пророков и уступает в древности, пожалуй, лишь отдельным дидактическим текстам Египта и Вавилонии. На протяжении веков мыслители разных стран, никогда не слыхавшие об «Упанишадах», - Конфуций, Платон, Цицерон, Плотин, Боэций, Скот Эригена, Джелаледдин Руми, Эккарт, Джордано Бруно, Яков Беме, Спиноза, Эммануил Сведенборг и многие другие – повторяли их высказывания. Параллель между «Упанишадами» и Новым заветом во многом тождественна.

Уже в новое время, став широко известными за пределами Индии, «Упанишады» вызывают живой интерес и восхищение и не только индологов. Достаточно назвать крупнейшего физика Э. Шредингера. Можно было бы привести немало высказываний об «Упанишадах». Вот одно из них, принадлежащее Рабиндранату Тагору: «Когда наше существо озарено светом любви, то его отрицательный аспект – разобщенность с другими – теряет свою непреложность, а наша связь с людьми становится уже не соперничеством и не столкновением, но симпатией и сотрудничеством. Мной владеет чувство, что именно к этому и ведет нас учение «Упанишад», и что учение это очень нужно сейчас тем, которые похваляются свободой, предоставленной своим народам, а сами используют эту свободу для создания темного мира духовной слепоты, где алчность и ненависть не знают ограничений…»

Первый широко известный перевод «Упанишад» с санскрита на персидский язык был сделан по приказу Дара Шукуха, старшего сына могольского императора Шах-Джахана. Дара Шукух узнал о существовании «Упанишад» в 1640 г. во время пребывания в Кашмире. Вслед за этим он пригласил в Дели нескольких ученых брахманов из Бенареса, которые перевели с санскрита на персидский язык пятьдесят «Упанишад». Труд их был завершен в 1657 г. и сыграл огромную роль в ознакомлении западного мира с «Упанишадами».

Со второй половины XIX в. начинается активное изучение «Упанишад». За истекшие столетия вокруг учения выросла огромная научная литература; число исследований непрерывно растет, и историографический обзор их сам по себе потребовал бы большой статьи. Интересующиеся им могут узнать о наиболее важных работах в указанных нами библиографических изданиях (см. раздел «Библиография»).

Настоящая книга «Учение» является переложением древних текстов «Упанишад» на язык, понятный современному читателю. Дело в том, что древние мыслители часто прибегали к метафорам, глубоко скрывая за словами духовный и провидческий смысл. Древний человек мыслил образами, что в полной мере иллюстрировано в изложенных по-новому текстах. В конце книги приводится словарь наиболее употребительных понятий в санскрите с их переводом на духовный язык – язык отождествлений, существующий на Небе, при помощи которого объясняется древнее знание.

Учение «Упанишад» рассматривается в едином ключе постижения Божьего Духа и связи человека со своими духовными истоками. Среди наиболее существенных воззрений следует отметить учение о Боге – высшей объективной реальности, выступающей как зародыш всего сущего, как творческое начало, проявлением Которого является Небо и творение, учение о Святом Духе – разлитом всюду Божьем вдохновении, тождественном Богу в бескрайности Божьей свободы. Тождество Бога и Святого Духа в сердце человека несет для души истинную свободу. Также изложено учение о первосуществе сверхчеловеческой природы, о сотворении мира, о влиянии высшего вдохновения на организм человека, на нашу физиологию и психическую деятельность. Изложено учение о четырех состояниях человека: когда в человеке Бог «глубоко спит», когда «находится в полудреме», когда бодрствует, и когда человек сливается с Богом в невыразимом высшем сиянии. Отдельные положения учения говорят о строгой обусловленности людских поступков. В основе человеческой природы лежит желание, определяющее волю, которая в свою очередь определяет деяние и в итоге – удел, долю. В это же время описываются определенные этические нормы, оттесняющие на второй план ритуальные предписания в пользу высшего идеала учения – познания Бога, достижению единства с высшей реальностью и блаженства во Святом Духе. Излагаются положения, что истинной свободы достигают те, чьи поступки лишены заинтересованности, кто действует, имея в виду лишь высшую реальность. Описываются два пути – небесный путь и путь чистых предков. Первым путем идут отрешенные от преходящего, благодарные Богу и наделенные истинным знанием – просветленные они возносятся в Божьи миры и не возвращаются на землю. Вторым путем – путем возвращения на землю следуют домохозяева, добросовестно исполняющие предписанные обряды и общественные нормы. В учении рассказывается о первоэлементах творения и об их обитании в теле человека. Интересно представление и о грехе, который рассматривается не столько как нарушение предписанных обрядами норм, сколько как нарушение внутреннего состояния единения с Богом. В учении «Упанишад» их четыре: убийство в себе Святого Духа, воровство чужой жизненной силы (золота) как отсутствие стыда при незаконном поведении, пьянство как уничтожение души и приглашение в дом проститутки как символа осквернения места, в котором обитает душа.

За истекшие полтора столетия вокруг «Упанишад» выросла огромная научная литература; число таких исследований непрерывно растет, и историографический обзор их сам по себе потребовал бы большой статьи. Здесь мы лишь бегло отметим работы отдельных исследователей.

Прежде всего это обобщающие монографии по «Упанишадам» П. Дейсена, А. Гоу, Г. Ольденберга, С. Чакраварти, Р. Ранаде, С. Радхакришнана, В. Рубена, Х. Гроота и др., а также ряд очерков в более общих трудах по истории литературы, философии, культуры. Здесь наряду с общими сведениями об «Упанишадах», как правило, не вызывающими существенных разногласий, обычно дается более или менее детальное изложение их философии.

Переработка «Упанишад» заключалась в их синтезе со знанием об устройстве небесного мира и в их переводе на язык отождествлений. Наиболее важное место в таком синтезе заняло учение о Святом Духе и о семи Небесах, изложенное в книгах Нового завета. Общепринятое учение о Святом Духе как нельзя лучше согласуется с древнеиндийским учением об Атмане – едином, присутствующем во всем сущем Божьем Духе, а учение о тройственности, семеричности и двенадцатиричности Небес с представлениями о жизни в высших мирах, изложенными в «Упанишадах».

Учение состоит из трех частей. В первую часть под названием «Кем все движимо» вошла переработка Иша (гл. 1), Кена (гл. 2), Катха (гл. 3-5), Прашна (гл. 6-7), Мундака (гл. 8-9), Мандукья (гл. 10), Тайттирия (гл. 11-13), Айтарея (гл. 14), Чхандогья (гл. 15-34) «Упанишад». Во вторую часть («Великое небесное») вошла переработка Брихадараньяка (гл. 1-17), Кайвалья (гл. 18), Джабала (гл. 19), Шветашватара (гл. 20-22), Хамса (гл. 23), Амритабинду (гл. 24), Амританада (гл. 25) «Упанишад». В третью часть («Преемственность Неба») вошла переработка Каушитаки (гл. 1-3), Майтри (гл. 4-7), Субала (гл. 8-9), Кшурика (гл. 10), Ваджрасучика (гл. 11), Теджобинду (гл. 12), Дхьянабинду (гл. 13-16), Йогататтва (гл. 17-20), Атмабодха (гл. 21-22), Рамапурватапания (гл. 23), Пайнгала (гл.24), Атма (гл. 25), Йогакундалини (гл. 26-30), Махавакья (гл. 31), Маханараяна (гл. 32-35), Чхагалея (гл. 36), Брахмабинду (гл. 37), Кантхашрути (гл. 38), Ниларудра (гл. 39), Сарва (гл. 40), Ишавасья (гл. 41) «Упанишад».

Выше говорилось о некоторых отличительных чертах учения, определяющих внутреннее единство древних священных текстов. Черты эти не являются достоянием лишь их одних. Они отражают существенные особенности современной и будущей культуры в целом, открывая новую дорогу для духовного поиска. Войти в эту культуру, постичь всю ее специфику без древних священных текстов, и прежде всего «Упанишад», нельзя.

И при всем этом учение – не только переработка старого. Вместе с другими текстами описание Неба – практический помощник при восстановлении здоровья и жизненных сил. Это живая книга в полном смысле слова.

Суть небесного учения сводится к благочестию и чистоте, поэтому в наступающую эпоху духовного раскрытия человечества роль нового учения особенно велика. Это учение похоже на дверь в Небе, открываемую нам на пути к новой, лучшей жизни. И не удивительно, что эта «дверь» не является ни набором готовых формул, рецептов и т.д., а обращает нас к самопознанию и поиску в себе Божьей искры.

Кто есть человек? – Бездушный механизм, животное, наделенное лишь инстинктами, или смелый новатор, творец, по образу Бога носитель бесконечного и вечного Неба? На эти вопросы отвечает изложенные в учении знания, почерпнутые в древних священных текстах Индии, которые будут вечно сиять своими бесценными гранями в мягком бело-золотом свечении Святого Духа.

Какова практическая польза от учения? Прежде всего, это обеспечение закономерного перехода от ограниченного и конечного мышления к бесконечному и вечному разуму, разлитому во вселенной. После такого «растворения» мыслей и чувств человека в мыслях и чувствах всего творения наступает момент очищения сознания, воли и жизненных сил – процесс для многих, даже духовно подготовленных людей, зачастую оказывающийся весьма болезненным. Учение позволяет «сгладить» все резкие, отрицательные и болезненные эффекты, возникающие в процессе постижения Божьих миров, а во многом и вовсе сводит на нет болезни духовного роста. В условиях постижения скрытой за внешней стороной жизни Божьей гармонии при помощи учения душа естественно раскрывается для воссоединения с вечным «эфиром» истинного света.

В итоге цель каждой души, хочет того человек, или нет, - сочетание со Святым Духом, что становится возможным, когда душа отождествляется с Небесами. Так, брак между Богом и Небом утверждаясь в душе, определяет серьезную работу каждого человека над своими мыслями, чувствами, устремлениями и мечтой. Неизбывная мечта человечества – счастливая, лучшая, свободная жизнь. Это может быть возможно только в условиях постижения истин Святого Духа и утверждения их среди людей как естественных норм жизни.

Общеизвестно, что функциональность природного человека со всеми нашими пристрастиями и привычками сильно отличается от души духовного человека, постоянно постигающего Бога и ищущего совершенства. На определенном этапе самопознания душа очищается, сливается с Небом, дополняет его, становясь при этом сама сильнее и многообразнее. В этот момент, который называют вторым рождением, или духовным возрождением человека, происходит мощный прилив вдохновения, эмоциональных и психических сил, а у многих открываются сверхъестественные, надчеловеческие способности. При этом весьма важно, что мы на деле располагаем руководством к такому исканию, специально составленным древними людьми для сбалансированного духовного и эмоционально-телесного развития.

Что такое Небо? Небо - это духовный мир чистоты. Оно состоит из семи уровней, называемых также Небесами. От одного уровня до другого одна ступень абсолютного знания. Это соответствует семи уровням в организме и экологии человека: I уровень – копчик, бедра, половые органы; II уровень – поясница, почки; III уровень – солнечное сплетение, печень, селезенка, желудочно-кишечный тракт; IV уровень – грудь, сердце, легкие; V уровень – горло, уши, нос; VI уровень – глаза, мозг, голова; VII уровень – макушка, общее пространство.

Небо – духовный мир, поэтому существа там, хотя по видимости духовными глазами и похожи на людей, внутренне составляют чистые, т.е. истинные мысли и чувства, свободные от гнева. Само Небо сияет подобно хрустальному позолоченному яйцу, внутри которого находится первочеловек сверхчеловеческой природы. Чем ближе приближаемся мы по состоянию души к совершенному первосуществу творения, тем на более высоком духовном уровне оказываемся.

Что определяет сверхчеловеческую природу этого существа? – Вечность и бесконечность всех признаков, присущих человеку, бесконечность пространства, мысли и чувств, абсолютная свобода, совершенство и неограниченность.

Небесное Царство многообразно и велико. Будучи чистым миром духовных принципов и идей, оно наделяет человека умением мыслить, творить, постигать Бога и верить в лучшую, счастливую долю. Естественно, что процесс становления Неба в душе человека, подобно течению большой реки, не может быть остановлен самим человеком: рано или поздно «плотины» такого рода не выдерживают напора, и мир духовных ценностей врывается в жизнь мощным, а в целом ряде случаев и разрушительным потоком. Чтобы смягчить последствия таких самонадеянных экспериментов человека с вопросами веры, становления Святого Духа и «перегораживания» русла небесной реки, новое учение изложено прямо на ясном и понятном современному читателю языке, - и не только настроенному на духовный поиск.

В учении недвусмысленно разъясняется, что наибольшим проступком перед Богом является убийство в себе души и Святого Духа ради корыстного, властного интереса и преходящих спекуляций, не зависимо от «инструмента» - будь то пьянство, приглашение в дом проститутки, алчность, отрицание Бога или другие ухищрения, свойственные современной жизни. Так учение восстанавливает Божий закон. Все многообразие церковных и государственных предписаний теряет силу, когда нарушен основной принцип творения: человек создан Богом и принадлежит (подотчетен) Богу, а не самому себе. В этом смысле учение различает между искренне познающими и постигающими Бога и теми, кто прикрываясь религиозными лозунгами, преследует лишь узкий житейский интерес.

Честность перед собой как постоянная исповедь совести – определяющий фактор эволюции новейшего времени, критерий, по которому люди смогут войти в будущее – в новую науку, культуру, на новый уровень общественного сознания, когда Небом и церковью станет душа человека, называемая в этом случае Святым Духом и Небесным Царством.

Каково Небо? Небо едино в семи Небесах. Оно подобно солнцу, которое в недрах содержит семь солнц и сияет бесконечностью сфер истинного света. Каждое сияние представляет собой Божью мысль и чувство, которые являются одновременно как жителями Неба, так и содружеством жителей Неба. Бесконечность мыслей чистых миров есть Божья свобода и называется Божьим разумом или Сыном. Бесконечность чувств чистых миров есть Божье вдохновение и называется Святым Духом.

Небо дышит посредством вдоха - Святого Духа и выдоха – Божьего разума. Дыхание Неба едино и живо в едином Создателе, являясь учением и славословием, которые в свою очередь составляют все Небо. Бесконечности духовных солнц рождаются и укрепляются в Боге на семи Небесах, которые таковы: первое Небо – сила, второе Небо – воля, третье Небо – благо, четвертое Небо – радость, пятое Небо – милость, шестое Небо – постижение, седьмое Небо – вдохновение.

Единство первого-третьего-пятого-седьмого Неба (сила-благо-милость-вдохновение) являются небесными чувствами и воспеваются как мудрость. Мудрость возрождает в человеке жизнь, здоровье и силу. Единство второго-четвертого-шестого Небес (воля-радость-постижение) являются небесными мыслями и воспеваются как любовь. Любовь возрождает в человеке красоту, волю и энтузиазм. Небесные мысли называются также пространствами Неба, а Божьи чувства – небесными временами. Все они являются сияниями и едины в Боге как дыхание в человеке. Божье дыхание постоянно наполняет и движет творение.

Гимны и славословие первого и второго Неба называются ангелами. Гимны и славословие третьего и четвертого Неба называются силами, а пятого и шестого Неба – серафимами. Как Божьи мысли и чувства они едины в содружествах, которые также называют небесными браками. Вечность Неба передается творению в виде многомерного и привычного для нас времени, каждый отрезок которого создается постоянным воспеванием небесных принципов.

На первом Небе человек постигает знание о душевном и телесном здоровье, восстанавливается, избавляется от несовершенства характера. Здесь много долин, просторных домов с больницами и санаториями. На втором Небе человек постигает гармонию Неба и творения, согласует ритм своей жизни с ритмом творения. Здесь много садов, возвышенностей, спортивных сооружений. На третьем Небе человек постигает знание о слоге «Благо-дарение-Богу» в аспекте благодарных чувств, стабилизируется, обретает основу и благо вечной жизни. Здесь много небольших гор, пастбищ, молока. На четвертом Небе человек постигает знание о слоге «Благо-дарение-Богу» в аспекте славословия, радости, сотворчества и дружбы, наполняется счастьем и отдыхом, истинным светом. Здесь много горных пейзажей, снежных сверкающих вершин, яркого света, цветов и фруктов. На пятом Небе человек постигает знание о совершенном покое, о мирных, материнских чувствах, воспевает, пребывает в чистоте и порядке. Здесь много океанических пейзажей, горных ручьев и садов, отсюда можно созерцать Небо Небес (Рай). На шестом Небе человек постигает высший разум, мысли провидения и истину. Это просторы высокогорья, снежных вершин и наблюдения за звездами. На седьмом Небе человек постигает знание о бесконечном эфире, о единстве Неба и творения, о Святом Духе. Это непреходящий свет, сияющий всюду.

Каковы основные выводы из учения? - Вечность достигается знанием о Боге (I, 1:11); слог «Благо-дарение-Богу» возглашает все Небо (I, 4:15); основа Неба – слог «Благо-дарение-Богу» (III, 20:30); твердое владение чувствами – основа единения с Богом (I, 5:41), побеждает лишь истина, а не ложь (I, 9:18); добро есть истина (I, 18:1); преемственность Неба такова: совершенные чувства получают учение от мыслей согласия, мысли согласия – от благодарных чувств, благодарные чувства – от радостных мыслей, радостные мысли – от спокойных чувств, спокойные чувства – от мыслей провидения, мысли провидения – от вдохновенных чувств, вдохновенные чувства – от свободных мыслей, свободные мысли – от небесной земли, небесная земля – от Неба, Небо – от Неба Небес, Небо Небес - от Святого Духа, Святой Дух – от Бога (II, 6:35); постижение Бога освобождает человека от смерти (II, 21:28); Святой Дух отражает от всего Неба смерть (II, 2:10); кто знает о неистребимости вдохновения, тот живет Божьей силой (II, 4:1); у Бога два образа – существующий и истинный (II, 5:26); у Бога два образа – воплощенный и невоплощенный (III, 6:3); у Бога два образа – вечность и бесконечность (III, 6:15); у Бога два образа света – успокоенный и изобильный (III, 6:39); у Бога два образа Неба – бесконечное дыхание и солнце Божьей славы (III, 6:1); Божьи качества таковы: охрана закона, возрождение жизни, милость, чистота, славословие (II, 9:31); высшее подвижничество, когда человек побеждает болезнь (II, 14:16); отрешение от преходящего ведет к высшему подвижничеству, т.е. к выздоровлению (III, 4:2); благодарность Богу воскрешает воспевающего (III, 15:1); дар вечности выткан на огне Святого Духа (I, 19:4); лишь Святой Дух следует почитать дорогим (II, 3:8); дыхание Неба – Святой Дух, Бог (III, 1:9); все это – жизненное дыхание (I, 30:7); Небо и есть постижение (I, 33:9); Святой Дух – единственный, сверкающий миллионами солнц (III, 13:25); Святой Дух – сущность учения (III, 14:1); воспевание во Святом Духе очищает душу (III, 18:15); основа очищения – пребывание во Святом Духе и отрешение от преходящего (III, 35:1); постижение есть удержание внимания и чувств во Святом Духе (III, 10:2).

Какова предыстория создания нового учения? - Оно создано на основе «Упанишад» - сокровенного учения, которое передавалось лишь посвященным. Для культуры древней Индии «Упанишады» были открытием новой исторической эпохи. Они явились своего рода синтезом ранних священных текстов - вед, распространенных в Индии, а также традиций и учения, передаваемых из уст в уста в горных районах Гималаев и Тибета. У этого памятника, если рассматривать его в иной временной перспективе, была богатая предыстория. Это предыстория не самих даже «Упанишад», а создавшего их народа.

Вторгшиеся в Индию арии представляли собой одну из поздних форм миграции. Этому предшествовала история переселения народов – носителей индоевропейских диалектов с места их первоначального обитания. Слово «арья» является названием далеких предков индийцев и иранцев, исторические судьбы которых складывались в течение длительного периода параллельно. Их связывала между собой миграция в смежные области и длительное совместное пребывание на соседних территориях, что привело к возникновению индо-иранской языковой и культурной общности. Кстати, современное название «Иран» переводится с иранского языка как «распространение ариев».

С другой стороны, согласно сказаниям об Александре Великом, который «посетил страну индийских браминов», называемых в тексте блаженными, течет райская река, исходящая из Едема. Она разделяется на четыре рукава: Тигр, Евфрат, Нил и Фисон, а вода в ней сладкая и белая, как молоко. Эта «живая» вода, называемая также напитком бессмертия, амритой, или сомой, согласно описанию наполняла жизненной силой и содержала сок растений, ячмень, молоко и мед. В русских деревнях и ныне вспоминают о счастливой стране, где реки медовые и молочные, а берега кисельные. По всей видимости, речь идет о горных районах Индии, откуда с незапамятных времен пришло древнее учение о вселенском разуме. Отсюда, с Тибета и Гималаев началась наша древнейшая история, здесь наши корни, а «Упанишады» объясняют многие удивительные загадки современной жизни человека. Переработанные во Святом Духе, эти тексты возвращают нас к Божьему бытию, к истокам творения, утверждая извечные принципы мировой гармонии, чистоты и мира.

май 2007 г.

БИБЛИОГРАФИЯ (ТЕКСТЫ И ПЕРЕВОДЫ «УПАНИШАД»)


Aitareya upanishad. Publ. Et trad. par L. Silburn, Paris, 1950 (Les upanishad, texte et traduction sous la direction de L. Renou, X).
Die Weisheit der Upanischaden, uebers. und erlaut. v. J. Hertel, Muenchen, 1921.
Kaivalyopanishad. Publ. et trad. par B. Tubini, Paris, 1952 (Les upanishad… XIII).
Katha upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).
Kena upanishad. Publ. et trad. par L. Renou, Paris, 1943 (Les upanishad).
L.Renou, Bibliographie Vedique, Paris, 1931, pp. 101-130, 337, 339.
M.P. Pandit, The Upanishads. Gateways of knowledge, Madras, 1960.
Maitry upanishad. Publ. et trad. par M-lle Esnoul, Paris, 1952 (Les upanishad… XV).
Minor Upanishads. With original text, introduction, English rendering and commentary, Calcutta, 1956.
Mundaka upanishad. Publ. et trad. par J. Maury, Paris, 1943 (Les upanishad).
R.N. Dandekar, Vedic bibliography, Bombay, 1946, p. 30-51, 173 sq.; 316-319; idem, Vedic bibliography, vol. II, Poona, 1961. 56-86, 705-706.
R.S. Betai, Isavasya upanisad. – A new interpretation, - «Journal of the University of Bombay», vol. XXXII, sept. 1963, pt 2, pp. 152-164.
Sechzig Upanishad;s des Veda. Aus dem Sanskrit uebersetzt und mit Einl. Und Anm. Versehen v. P. Deussen, 3 Aufl., Leipzig, 1938.
Sri Aurobindo, Isha Upanishad, Pondicherry, 1951.
The principal Upanishads, ed. with introduction, text, translation and notes by S. Radhakrishnan, London, 1953.
The thirteen principal Upanishads, transl. from the sanscrit by R.E. Hume,Oxford, 1921.
The Upanishads, transl. by F. Max Mueler, pt. I-II, Oxford, 1900.
Upanishads and Sri Sankara;s commentary, transl. by S. Sitarama Sastri, vol. 1-5, Madras, 1898-1901.
Брихадараньяка упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1964.
Субала упанишада. Пер. с санскрита Шохина В.К. Народы Азии и Африки. 1990, № 6.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент,. Мартынова Б.В. М., 1999.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. и приложен. Сыркина А.Я. М., 2000.
Упанишады. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1967.
Чхандогья упанишада. Пер. с санскрита, исслед., коммент. Сыркина А.Я. М., 1965.

Исследования

Анатомия человека. Справочник. Пер. с английского языка Макаровой Е.А.. М., 2005.
Легенды, мифы и эпос древней Индии. Томас П. С.-Пб., 2000.
Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А., т. 1-3, М. 1865.
Система отождествлений в «Чхандогья упанишаде». Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 181. 1965, с. 276-283.
Числовые комплексы в ранних упанишадах. Сыркин А.Я. – Ученые записки Тартуского Гос. университета. Вып. 236. 1969, с. 76-85.

СЛОВАРЬ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЙ (ЯЗЫК МЕТАФОР ДЛЯ ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ)


А

Агни – речь (огонь), славословие.
Агнихотра – славословие.
Агништома – славословие.
Аджня – шестое Небо, провидение.
Адити – бесконечность, постижение.
Адитьи – двенадцать небесных народов, закон.
Адхварью – провидение.
Алтарь – Небо.
Амрита – вечность.
Анахата – четвертое Небо, радость.
Анвахарьяпачана – память о чистых предках, луна милости.
Ангирасы – небесные певцы.
Анумани – согласие, одобрение.
Апана – вдох, вдохновение, схождение свыше; дыхание, идущее вниз и выходящее из кишечника.
Арани – вдохновенные.
Асана – сидение в надлежащей позе, чувство.
Асуры – демоны, соперники Бога, терпящие от Него поражение.
Атман – жизненная сила, дыхание, душа, Святой Дух.
Атхарваведа – службы.
Ахавания – постижение Бога, молния провидения.
Ашвины – исцеление.

Б

Бандха – освобождение.
Белые одежды – белые лучи луны, белые одежды – сияние луны, одежды воды.
Белый – вода, флегма.
Блаженство – сочетание первого, третьего, пятого, седьмого Неба: воскресение-благо-милость-вдохновение.
Блеск – сотворение блага другим и себе.
Богатсво – вечность.
Брахман – Бог, Святой Дух, вдохновенный.
Брахманаспати (Брихаспати) – Небо.
Брихаспати (Брахманаспати) – Небо.
Бхага – щедрость, сияние.
Бхувас – воздушное пространство, ветер, мысль, истина, дыхание, идущее вниз.
Бхус – земля, благо, огонь, возглашения, дыхание в легких.
Бхута – стихии, жизненная сила.
Бык – доброжелательность.

В

Ваджра – провидение.
Вайрупа – многообразие.
Вайшванара – всенебесный, вселенский, всечеловеческий огонь
Вайшьи – благодарные.
Валикхильи – лучи Божьей славы.
Варуна – закон.
Васу – благодарность, благодетели, доброжелательность.
Вашат – вперед, ввысь.
Ваю – мысль.
Веды – Учение.
Вивасват – сверкание, сияние.
Вирадж – творение.
Виш – небесный народ, вечность.
Вишведевы – Небо.
Вишну – руки, созидание.
Вишуддха – пятое Небо, милость.
Вода – чистота.
Воздух – мысль.
Возничий – Бог.
Воля – решимость, замысел, продвижение.
Восемь органов восприятия – пять органов чувств, речь, разум и руки.
Восток – провидение.
Восхождение – исполнение славословия.
Второе Небо – согласие, красота, продвижение.
Высшая реальность – «мы – незапятнанный Бог».
Вьяна – дыхание, разлитое по телу, находящееся между дыханием в легких и дыханием, выходящим из кишечника и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом, воспевание.

Г

Гархапатья – огонь домохозяина, радость в душе, солнце радости, очищение.
Гаятри – Божья строка, небесный размер («Мы размышляем о желанном сиянии Бога Создателя; во Святом Духе пробуждает Он наши мысли») – защитник жизненного дыхания.
Глаз глаза – провидение.
Год – вечность.
Горшок – тело.
Горы – мудрость.
Град – слитая со Святым Духом и очищенная душа.
Гуны – душевные состояния.
Гусь – Святой Дух.

Д

Дакшина – память о чистых предках, луна милости.
Дакшинагни – очищение.
Два мира – Небо и земля.
Двенадцать небесных народов – восстановление, жизнь, продвижение, согласие, благодарность, благоразумие, радость, сотворчество, чистота, порядок, провидение, постижение.
Дверь мира – мысль.
Десять органов жизнедеятельности – речь, обоняние, глаз, ухо, язык, руки, тело, сердце, ноги, разум.
Дети – небесные мысли и чувства, дыхание.
Джатаведас – всезнающий, знающий все существа.
Добродетели – воспевание Бога, милость, благодарность, даяние, помощь, исцеление, совершенствование.
Дождь – милость.
Дхарана – удержание мысли во Святом Духе, сосредоточенность.
Дхарма – честность перед собой.
Дхатар – устроитель, поддержка.
Дхьяна – созерцание, размышление.
Дыхание – жизнь.

Ж

Жажда – страдания, неудовлетворенность конечным.

З

Закон – доброжелательность, благое деяние.
Запад – милость.
Земля – благо.
Зенит – радость.
Золотой – ветры и флегма.
Золотой шар – Святой Дух, Небо, творение.

И

Ида – левый ток, ток памяти.
Ила – славословие.
Индра – провидение, путь, ноги.
Итихаса – сказание о вечности, предание.
Йама – воздержание.

К

Карма – действие с расчетом.
Колесница – Божья слава.
Колесничий – Бог.
Конь – мысль.
Коровы – благодарные чувства.
Красный – жар, желчь.
Кшатрии – постигающие.

Л

Ладья – Небо.
Лайа – растворение в Божественном сиянии.
Лебедь – Святой Дух.
Лиана – раздел Учения.
Лотос – чистое сердце.
Луна – Божья милость, благодарность.
Любовь – любовь в милости.

М

Мадху – Учение, Учение меда
Манипура – третье Небо, благо.
Мантра – воспевание Божьей славы.
Ману – творение.
Маруты – мысли провидения.
Матаришван – мысль.
Матерь – Небо, речь.
Маха – величие.
Мед – Учение.
Митра – дружелюбие.
Молния – выбор, провидение, мгновенное просветление.
Молоко – Святой Дух.
Мост – Небо, семь Небес.
Мудрость – сочетание второго, четвертого, шестого Неба: согласие-радость-постижение.
Муладхара – первое Небо, восстановление.

Н

Нади – сияние, ток.
Наполненность – пребывание в вечности, провидении, благодарности.
Не пробужденные – лишенные постижения Святого Духа, Учения.
Не это – Святой Дух.
Небо – свобода, счастье, блаженство, чистый духовный мир.
Небо Небес – Рай.
Нектар – Учение.
Ненависть – любовь в гневе.
Непобедимый – Бог.
Нийама – самодисциплина.
Нирвана – освобождение, вхождение в вечное блаженство.
Нить – мысль, судьба.

О

Обитель чистых предков – луна, милость, благо.
Ом (Аум) – слог «Благо-дарение-Богу».
Освобождение – вхождение в вечное блаженство.
Отец – Бог, разум.
Отождествления – земля-тело, вода-семя, огонь-речь, ветер-дыхание, солнце-глаз, стороны света-ухо, луна-разум, молния-блеск, гром-звук, воздушное пространство-пространство внутри сердца, честность перед собой-правда, сущее-действительное, творение-человек.
Отрешение – совершенное познание.

П

Павака – очищающий.
Павамана – чистый.
Парамештхин – выший.
Парджанья – милость.
Первое Небо – совершенство, восстановление, жизнь.
Пингала – правый ток, ток радости.
Пища – вдохновение, восстановление, совершенство.
Повозка – тело.
Поле – постижение.
Полный – вечный, совершенный.
Праджапати – Бог, Отец созданного.
Прадхана – жизненная сила.
Прана – дыхание, вдох и выдох, дыхание в легких, всеобщее дыхание, вступление, восхождение.
Пранава – слог «Благо-дарение-Богу».
Пранайама – освобождение вдохновения, воспевание Бога во Святом Духе.
Пратьяхара – отрешение.
Пратьяхара – прекращение деятельности органов чувств.
Преемственность Неба – свобода-вдохновение-постижение-милость-радость-благо-согласие-совершенство.
Пространство – мысль.
Процветание – пребывание в истине.
Птица – свобода.
Пурпурный – ветры.
Пуруша – первосущее существо сверхчеловеческой природы, из которого сотворена вселенная.
Путь Неба – путь, ведущий к Богу.
Путь чистых предков – путь, ведущий к перерождению.
Пушан – изобилие, защита.
Пчелы – лучи Божьей славы, Небо.
Пыл – радость, отдых.
Пятое Небо – милость, чистота, порядок.
Пять времен года – весна, лето, осень, росистое время года, зима.
Пять качеств (элементов) – речь (огонь), обоняние (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света), разум (луна).

Р

Раджа – совершенствование во Святом Духе.
Раджаньи – постижение.
Раджаса – деятельность.
Раджасуя – постижение истины.
Раху – немилость, долг.
Решение – истина.
Рибху – порядок, мастерство.
Ригведа – благодарность, огонь, славословие, радость.
Рич – гимн
Риши – Небо.
Рудра – исцеление.
Рудры – мысли провидения.

С

Савитар – побуждение.
Садхьи – мысли.
Самаведа – вдохновение, дыхание, Небо, постижение, истина.
Самадхи – совершенство, состояние совершенного вдохновения.
Саман – песнопение, истина
Самана – общее, «срединное» дыхание в середине тела, в области пупа, важное для пищеварения.
Саттва – спокойствие.
Сатья – истина, сущее.
Сахасрара – седьмое Небо, вдохновение.
Свага – благо, благословение.
Свадхиштана – второе Небо, согласие.
Свар – Небо.
Свет – разум.
Святой Дух - Божье вдохновение.
Север – единение с сущим.
Седьмое Небо – вдохновение, бескрайность, блаженство.
Семь дыханий – два глаза, два уха, две ноздри, рот.
Семь миров – земля, воздушное пространство, Небо, обители святых, переживших гибель мира, мир Божьих детей и Божественных существ, мир подвижничества, мир истины.
Семь Небес – мощь, воля, благо, радость, покой, разум, вдохновение.
Семь органов восприятия – два глаза, две ноздри, два уха и рот.
Семь уровней творения – системы органов человека: скелет, мышечная система, кровеносная система, дыхательная система, нервная система, пищеварительная система, эндокринная система.
Сердце – радость.
Славословие – единение с Небом во Святом Духе, ведущее к просветлению, избавлению от печали, уничтожению двойственности, полному слиянию души с Богом.
Славословие – исполнение гимнов, располагающее к душевной милости.
Смоковница – дерево жизни, доброта, добродетели.
Смрити – толкование.
Созерцание – последовательное сосредоточение всех мыслей на одном объекте, следствием чего является спокойствие и удовлетворенность.
Сок – суть, ток.
Сокол – Божья свобода, провидение.
Солнце – Божья слава, радость.
Сома – вдохновенная радость.
Страдание – невозможность удовлетворить желание.
Сувар – Небо, солнце, возглашения, дыхание разлитое по телу.
Сурья – глаз.
Сушумна – средний ток, ток чистоты.
Счастье – внутренний подъем, стремление к высшей цели, постижение Бога, стремление к бесконечному.
Сын – Божья свобода.

Т

Тамас – косность.
Тваштар – Творец, Создатель.
Творение – объединение космосов, вселенная, человек.
Трава – помощь.
Третье Небо – благодарность, благоразумие, постоянство.
Три брака Неба – совершенство-красота, благо-радость, милость- провидение.
Три ветви долга – первая: славословие, постижение, подаяние; вторая: служение, пост; третья: отрешение.
Три вида огня – солнце, луна, огонь (молния).
Три времени – прошлое, настоящее, будущее.
Три града – тело, подверженное гибели; душа и разум, состоящие из познания, не разрушающиеся со смертью.
Три деяния – сотворение, освобождение, уничтожение дурного и невечного.
Три знания – славословие, истина, милость.
Три качества познания – знание, постижение, исполнение постигнутого.
Три мира – этот мир (земля), воздушное пространство, Небо.
Три нити судьбы – славословие, возглашения, истина.
Три образа света – солнце (радость), луна (милость), огонь (славословие).
Три пространства – пространство вне тела – бодрствование и житейские заботы, когда Бог «спит»; пространство в теле – легкий сон и относительное спокойствие, когда Бог «отдыхает»; пространство в сердце – глубокий сон и свобода от страданий, когда Бог бодрствует в человеке.
Три рода существ – Небо, чистые предки, благодарные.
Три рождения – первое - рождение от родителей; второе – рождение к духовной жизни; третье - возрождение к вечной жизни.
Три составляющие души – речь, разум, дыхание.
Три состояния – бодрствование (глаза), состояние легкого сна (горло), состояние глубокого сна (сердце).
Три части пищи – грубая, переходящая в кости, средняя – в мясо, кровь и мозг, тонкая – в разум, дыхание и речь.
Триада – внутренний мир, внешний мир, движущее начало.
Турья – состояние Святого Духа, высшее состояние единения с Богом.
Тысяча лет – вечность.
Тысячи тысяч – бесконечность.
Тьма – миры людей, преданных чувственным удовольствиям и лишенных знания о Святом Духе.

У

Удана – дыхание, идущее вверх и пребывающее в горле.
Удгатар – вдохновение.
Удгитха – пение в истине, слог «Благо-дарение-Богу».
Удел – Небо.
Узкий – трудный для постижения.
Уктха – славословие.
Улей – славословие, Небо.
Упанишады – истина, Учение.
Ухо уха – милость.
Учение – знание о Боге, знание о Святом Духе.
Ушас – вдохновение.

Х

Хатха – очищение Небом.
Хита – семьдесят две тысячи артерий, идущих от сердца к перикардию – лучи солнца Божьей славы, радости.
Холод – печаль, усталость.
Хотар – славословие.

Ц

Цепь сущего – существа-земля-вода-растения-человек-речь-гимны-истина-славословие.

Ч

Человек – Небо, творение, славословие, благодарность.
Четвертое Небо – радость, юность, творчество.
Четыре стадии духовной жизни – постигающий, домохозяин, лесной отшельник, странник, отрешенный от мира.
Четыре стопы Святого Духа – разум (пространство), речь (огонь), дыхание (ветер), глаз (солнце), ухо (стороны света).

Ш

Шар – вечность, совершенство.
Шастры – толкования, науки.
Шестое Небо – провидение, постижение, истина.
Шудры – совершенные.
Шучи – сияющий.

Ю

Юг – воскресение.

Я

Яджурведа – возглашения, речь, воздух, учение, истина.
Яджус – возглашение.
Яйцо Брахмана – вселенная.
Яма – воскресение.